«Лигушоны – низшие служители славянского
языческого культа в ли-товских и прусских землях.
Обаянники – фокусники, которых призывали или
посещали, «хотяше некая от них увидеть неизреченная».
Кудесник – совершал разные заклинания и
чародейственные обряды, в кудесы (бубны) бия и предвещая будущее.
Шаман.
Сновидцы – рассеивали в народе
разные предзнаменования на основании виденных ими снов и уверяли, что они
приняли извещение свыше.
Волхвы – во
время народных бедствий толковали народу причины несчастия, часто указывая на
каких-либо лиц, называя их виновниками и обрекая народному мщению.
Облакопрогонники – волшебники, которые
повелевали дождем и ведром и через то самое могли приносить урожай и
неурожай.
Волкодлаки – могли вызывать
затмение солнца.
Ведунами и ведуньями называли лиц обоего пола, знавших
тайную силу управлять обстоятельствами.
Зелейщики – знатоки силы трав и кореньев,
знахари.
Ворожеи – привораживали
жениха и невесту.
Вежливец – знахарь,
которому поручается оберегать молодых от порчи, дурного глаза и прочего
зла.
Дока – исцеляющий болезни и
снимающий порчу мастер своего дела (1).
Кобники – служители культа, присматривающие за
статуей бога и участвовавшие в обрядах жертвоприношения» (2).
Существовали волхвы – хранители, которые изготовляли различные амулеты – обереги и изображения богов. Волхвы – кощунники были сказителями «кощун», древних преданий и эпических сказаний. Их называли также баянами – от глагола «баять» – рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов-мужчин, существовали и волхвы-женщины. Это были колдуньи, ведьмы (от «ведать» – знать), чаровницы, «потворы».
Жрецы
пользовались уважением народа и правителей. Они селились в капищах, у освященных
деревьев и святых источников и питались остатками жертв, приносимых
божествам.
Деревянный храм в Ретре славился
изображениями богов и богинь, вырезанных на его внешних стенах; внутри храма
стояли кумиры в шлемах и латах, а в мирное время там хранились знамена.
Кровавые жертвы приносились Перуну, Святовиту,
Триглаву, Яриле и другим богам. Жертвами могли быть как животные или птицы, так
и люди. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в.), описывая похороны знатного
руса, рассказывает и о жертвах, приносимых во время похорон: куры, собаки,
коровы, кони, девушка-наложница. В «Повести временных лет» под 983 г.
рассказывается о принесении в жертву Перуну юноши-христианина, на которого пал
жребий. Однако человеческие жертвы славянами приносились не очень часто. Более
распространенными были жертвы домашних или диких животных, причем после
жертвоприношения следовал пир, на котором принесенный богам дар съедался.
Несъедобные части жертвенного животного (голова, кости, внутренности и прочее)
после совершения над некоторыми из них гадания, если оно входило в обряд
жертвоприношения, зарывали в землю, сжигали или топили в воде. В некоторых
случаях их сохраняли как чудодейственный талисман. На этот обычай указывают
соблюдаемые в некоторых местах обычаи зарывать кости пасхального барашка на
ниве, чтобы предохранить посевы от града; или сберегать, а затем бросать их в
огонь во время грозы, чтобы молния не ударила в избу и тому подобное.
___________________________
Примечания
1. Именно со значением
«мастер своего дела» это слово сохранилось в нашем языке.
2. Бычков
А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.
С.67.