Украина (Республика Украина) занимает территорию в 603 700 квадратных километров. Располагаясь на юго-востоке Европы, Украина на севере граничит с Беларусью и Россией, на востоке – с Россией, на юго-западе – с Молдовой и Румынией, на западе – с Венгрией, Словакией и Польшей. На юге Украина имеет выход в Черное и Азовское моря.
Численность населения – около 50 миллионов человек, причем украинцев среди них 73 %, русских – 22 %, белорусов – 5 %, кроме них, на территории Украины проживают молдаване, венгры, болгары, поляки, крымские татары.
По переписи 2001 г. украинцев 77.8%, русских 17.3%, других национальностей 4.9% (белорусов 0.8%)
см. http://uk.wikipedia.org/wiki/Національний_склад_населення_України
Государственным языком является украинский, но очень часто на Украине можно услышать русскую, татарскую и польскую речь.
В настоящее время Украина является республикой, возглавляет которую президент.
Столица – Киев.
Предки восточных славян появляются на территории современной Украины около VII – III века до н.э. Археологические исследования свидетельствуют о том, что часть поселений чернолесской археологической культуры, несомненно, принадлежит именно им. Таковы, например, Бельское и Немировское городища. Славянское население было и среди племен зарубинецкой (конец I тысячелетия до н.э. – начало I тысячелетия н.э.) и черняховской (II – V века н.э.) археологической культур, территория распространения которых захватывает лесостепные и часть лесных районов современной Украины. Они занимались земледелием, скотоводством, ремёслами, торговали с соседними племенами, греческими городами Северного Причерноморья и римскими провинциями по р. Дунай.
Достоверно известно, что в IV —VII веках н.э. Среднее Приднепровье
занимает союз славянских племён, представителей которого средневековые писатели
и ученые называют антами, а позднее —
русами или росами. Название Русь позднее распространилось на всех восточных
славян.
К VII
– VIII векам на территории современной Украины жили восточнославянские племена
полян, северян, древлян, белых хорватов,
дулебов, уличей и тиверцев. В
конце VIII века н.э. возникает первое восточнославянское государство, которое
носит название Киевская Русь. Политическим, торговым и культурным центром его
с 882 года (после захвата князем Олегом) до 1132 года является город Киев,
название которого в "Повести временных лет" связывается с именем одного из трех
легендарных братьев: Кия, Щека и Хорива – основателей города. Киевская Русь была
одним из наиболее мощных государств своего времени. Расцвета оно достигло в
период княжения Ярослава Мудрого (1019 – 1054 годы), после смерти которого
начинается постепенный, но последовательный процесс дробления государства.
Удельные княжества (на территории современной Украины существовали
Чернигово-Северское, Переяславское, Киевское, Волынское, Подольское княжества,
частично – Галицкое и Туровское) ведут постоянные кровопролитные войны за
территорию и верховную власть, что в значительной степени ослабило Киевскую Русь
и, в конечном счете, привело к её децентрализации (происходит возвышение трёх
центров – Галича, Чернигова и Владимира) и распаду. Попытка Романа Мстиславича
Галицкого и Волынского переустроить Русь по образцу Священной Римской Империи
из-за междоусобной розни потерпела неудачу. На протяжении XII – XIII веков
киевские князья продолжают руководить совместными походами против внешних
врагов: печенегов, половцев, монголо-татар, но падение Киевской Руси оказалось
неизбежным.
В XIII веке Киевская Русь разорена монголо-татарами. Киев перестал быть не только экономическим и политическим, но и церковным центром Руси, хотя его значение в религиозной жизни оставалось значительным. В 1299 году митрополит переехал (бежал пр.ред.) во Владимир (на Клязьме). После коронации Даниила Галицкого образуется две Руси – Юго-Западная и Северо-Восточная ( на самом деле три, прим. ред.).
В конце 1254 г. Данило начал военную кампанию против татар. Темник Куремса пробовал перейти в контрнаступение но был разгромлен. Но только в 1260 году орда Бурундая (преемника Батыя) покинули Галичину та Волинь. И т.о. с этого времени Орда оставляет Юго-Западные земли Руси.
В XIV веке Великое княжество Литовское захватило Чернигово-Северщину, Подолию и Киевщину, большую часть Волыни.
А на самом деле: Русьие княжества заключают договор с Литвой об объединении государств на равных правах "Как вольный с вольным, как равный с равным". С 1398 г. держава называлась "Великое княжество Литовськое, Руськое и Жемайтсоке". Государственным языком его становится руський (староукраинский) — язык Руси. Возникает т.н в историографии."Западная Русь" как противовес Татарскому ханству, которое захватило северо-восточные земли Руси превратив его в свой улус с которого брало дань. Т.о северо-восточные земли Руси теряют государственность.
Польша овладела Галицкой землёй и частью Западной Волыни. К Молдавскому княжеству отошла Северная Буковина. В южной части Украины и в Крыму в XV веке возникло Крымское ханство.
В конце XIV столетия Золота Орда пережила нашесвие Тамерлана, который розгромил её и пошол было и на руськие земли, но, дойдя до Ельца, вернувся назад. А 1480 Иван III Васильевич отказывает в выплате дани хану Ахмату. А поскольку московитяне разорили ордынские тылы, то побоище не сталось и орда ушла. С этого времени московия начинает завоевывать соседние княжества, приобретая все большее влияние.
Название Украина первоначально относилось к отдельным юго-западным — руським землям, означая пограничье страны (от «край» – граница). Со временем оно распространилось на все украинские земли, и с XVI века употребляется в официальных документах.
Тем не мение название "Украина" употребляется уже в древнерусских летописях наряду с названием "Русь". А в украинской историографии, как и в народной речи, нередко употребляется название "Вкраина" в значениее "в своей земле (строронке)" см. Огіенко " Українська культура. Коротка історія культурного життя українського народу."
Рекой Днепр Украина делится на Правобережную, или Слободскую, и Левобережную (Слобожанщина – это часть восточной т.е Левобережной Украины — приграничные земли с РФ. прим. ред.). Как самостоятельный этнос, обладающий характерными особенностями языка, культуры, быта, украинцы выступают с XIV – XV веков. В это время самоидентификация украинцев проходит не по этническому, а по религиозному признаку. ( последняя фраза намереное искажение и противоречит предыдущей, прим. ред. )
В XV – XVI веках в Украине из выходцев с северной и восточной Руси формируется особый субэтнос казачества, центром которого в XVI веке стала Запорожская Сечь.
Это намереное искажение: козаки были плоть от плоти украинцами, а не выходцами откудато со тороны. Так же не было козацкого субэтноса так как козаки ничем в этническом плане не отличались от населения Украины. В козаки Сичи Запорожской уходили нежинатые молодые люди навсегда или, по призыву Гетьмана, мужское население окресных мест, что владело боевыми искучтвами козакив. См у Кониського "Історія Русів" :
... року 1506-го од лицарства першого Гетьмана Руського Пренцлава Лянцкоронського ...
Сей Гетьман ... здолав(ши) у трьох битвах Турків, Татар і Волохів, що нападали на Галичину й Волинь...
Плодом сих перемог було відібрання від Турків і Татар Малоросійських земель понад Дністром і в гирлі Дніпра, од часів нашестя Батиєвого загарбаних.
Для збереження назавжди од них границь того краю, створено тоді з Козаків Малоросійських сильна сторожа між Бессарабією і Кримом, понад рікою Дніпром, трохи нижче порогів або за порогами, що на цій ріці, де Козаки, завдяки сталому перебуванню, понаробили укріплення,
... а місце перебування їх названо Січчю Запорозькою, і перші Козаки замінилися другими, що з селищ їхніх відрядили.
Нарешті, приймаючи прибулих до них мисливих людей з нежонатих Козаків,...
... створили велелюдне Товариство Козацьке; а щоб їм ніщо не заважало бути готовим до всяких затій,
то вирішили ці Козаки зостатися назавжди неодруженими.
Таким чином завелася Січ Запорозька і замінила колишню сторожу прикордонну.
(прим. ред.)
По Люблинской Унии
1569 года Литва объединилась с Польшей в одно государство – Речь Посполитую
(для противостояния экспансии Московского княжества. прим. ред.). В
его состав вошли и украинские земли: Волынь, Киевщина, восточная часть Подолии,
часть Левобережной Украины. Украинский социум в составе Речи Посполитой
переживает так и не завершившийся процесс формирования национальной элиты –
православной шляхты и городского казачества. Вместе с тем в конце XVI – начале
XVII веков происходит закрепощение украинского крестьянства, которое
сопровождается установлением национально-религиозного неравенства, при котором
украинцы ограничиваются в правах, а польско-католическое население пользуется
различными привилегиями в промыслах, торговле и других сферах. Восстания
украинцев 1591-1596 годов (К. Косинский, С. Наливайко) оказались неудачными. По
Брестской унии 1596 года православная церковь на территории Речи Посполитой была
подчинена папе римскому. Возникает так называемая униатская церковь.
В XVII
веке начинается процесс формирования украинской нации и украинского
национального языка. ( не начинается а завершается, прим. ред. )
Специфические языковые черты Украинского языка встречаются уже XI—XII ст. А их систематические проявления наблюдаются в XIV—XV вв. в лит. памятниках, которые происходят из Южной Руси. см. лис 14-й Радзивиловской летописи (список XV ст.) прим. ред.
Этот век ознаменован значительным количеством крестьянско-казацких восстаний, направленных против польско-шляхетских властей: 1606 год – война под предводительством Ивана Болотникова; 1630 год – восстание, возглавленное Тарасом Федоровичем (Трясилой); 1635 год – восстание во главе с Иваном Сулимой; 1637 год – восстание под руководством П. Бута (Павлюка); 1638 год – восстание под руководством Я. Острянина и К. Скидана; 1648 – 1654 годы – война под предводительством Богдана Хмельницкого, в результате которой произошло воссоединение Украины с Россией.
Гетьман Богдана Хмельницкого и козацкая старшина хотели заключить союзнический договор такой же, как
ранее Русь заключила с Литвой — на принцыпах "как равный с равным, как вольный с вольным".
Ожидая понимания от руководства православного государства.
Однако, царь Московии, в лице бояр, вероломно отвергнул равнопрвный договор и ввел войска во все основные города Украины.
Тем самым окупировал независимое Гетьманское государство.
Подтверждением тому отсутвие каких либо документов, которые якобы подписывались в Переяславе.
Поэтому называть это воссоединением невозможно — это захват и окупация.
Это воссоединение было выгодно как для Украины, которая приобрела сильного союзника в борьбе против Речи Посполитой и Османской Империи, так и для России, для которой объединение с Украиной означало укрепление южных границ. 8 января 1654 года на Переяславской раде было принято решение о воссоединении земель двух государств. Левобережная Украина получила автономию в составе России. Правобережная до конца XVIII века оставалась под властью венгров ( утвердждение как минимум неточное – венгры были только в части Закарпатья, прим ред.). Полиэтничность украинского населения упрощает процесс включения Украины в состав Российской империи (полиэтничного государства) упрощается.
Воссоединение Украины с Россией не было воспринято всеми украинцами безоговорочно. Так, во время Северной войны 1700-1721 годов гетман Мазепа предпринимает попытку возвращения Левобережной Украины под власть Польши. С представителями Польши и Швеции он заключает ряд тайных договоров, направленных против России, и в октябре 1708 года с частью старшины и небольшим количеством казаков (около двух-трех тысяч) переходит на сторону шведских войск. В связи с этим русские войска в 1709 году разгромили Запорожскую Сечь. В 1734 году запорожцы, по разрешению русского правительства, основали Сечь Новую, которая, впрочем, не имела своего гетмана и подчинялась не столько малороссийскому, сколько российскому правительству.
В 80-е годы XVIII века на территории Слободской, Левобережной и Южной Украины были созданы Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, Харьковское и Екатеринославское наместничества. Казацкая старшина была уравнена в правах с российским дворянством (1785 год), а рядовые казаки, лишившись ряда привилегий, превратились в отдельное сословие, близкое к государственным крестьянам. Несколько ранее, в мае 1783 года, царским указом было юридически подтверждено закрепощение государственных крестьян Левобережной и Слободской Украины; в 1796 году действие этого указа было распространено и на крестьян Южной Украины.
Украинские земли полностью, за исключением Западной Украины, вошли в состав Российской империи в 1793–1795 годах в результате второго и третьего разделов Речи Посполитой между тремя наимощнейшими в то время державами: Российской империей, Германией и Австро-Венгрией.
Следующим этапом, в значительной степени изменившим жизнь украинцев, стала отмена в Российской империи крепостного права (1861 год). На территории Украины начинается бурное развитие капитализма, что приводит к быстрому изменению в социально-классовой структуре населения. Изменения коснулись всех слоев населения: произошло имущественное расслоение крестьянства; быстрое увеличение численности пролетариата за счет безземельных крестьян и разорившейся городской мелкой буржуазии; в упадок приходит и дворянство, которое утрачивает свое могущество в новых экономических условиях; растет влияние буржуазии.
В XIX веке как на территории Западной Украины, входившей в состав Австро-Венгрии, так и на территории российской части Украины происходит последовательная дискриминация украинского населения. Так, в западноукраинских землях руководящие посты в администрации, суде могли занимать лишь австрийцы, венгры или поляки; ограничивалось преподавание на украинском языке как в школах, так и высших учебных заведениях. К началу ХХ века в Львовском университете существовало лишь две украинских кафедры: истории Украины и украинской литературы. В Российской империи в 1863 году вышел циркуляр министра внутренних дел П. Валуева, согласно которому запрещалось печатание книг на украинском языке, за исключением художественной литературы. В указе Александра II (от 1876 года) запрещалось использование украинского языка в начальной школе, судах и государственных учреждениях. В это же время происходят и географические переименования: Малороссийская губерния разделена Черниговскую и Полтавскую, Слободско-Украинская губерния переименована в Харьковскую.
Такая позиция правительства приводит к усилению политической активности украинского населения, что совпадает с общими веяниями в Российской империи и мире в конце XIX – начале ХХ века.
Начало ХХ века приносит ряд политических потрясений, которые не обошли стороной и Украину. Вместе с Российской империей и Австро-Венгрией Украина втягивается в первую мировую войну, а затем и в гражданскую.
В начале ХХ века носителями украинской идентичности являлись лишь крестьяне и национальная интеллигенция, то есть нация является социально неполной. В условиях политической нестабильности это приводит к расколу внутри страны. В 1917-1920 годах на территории современной Украины существовало несколько государств: Украинская народная республика, Западно-Украинская народная республика, Украинская держава, которая находилась в состоянии гражданской войны с Украинской советской социалистической республикой (УССР), возникшей в декабре 1917 года.
В 1920 году в результате советско-польской войны Западная Украина отошла к Польше, а в 1939 году в результате раздела сфер влияния между СССР и Германией вошла в состав УССР.
В 1941-1944 годах Украина оккупирована войсками Германии.
В июне 1945 года Закарпатская Украина присоединена к УССР.
В 1954 году из Российской федеративной социалистической республики в состав УССР была передана Крымская область.
В 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о
государственном суверенитете. В 1991 году был учрежден пост президента;
Верховный Совет преобразован в Верховную Раду.
Украинская культура, как и культура любого государства, проходит ряд этапов формирования. В период античности вместе с другими восточно-славянскими племенами поляне, северяне, древляне, белые хорваты, дулебы, уличи и тиверцы взаимодействуют с окружающими их народами, поэтому в ранних поселениях часто обнаруживается взаимопроникновение культур скифов, сарматов, киммерийцев, даков, римлян и других народов. С выделением в сарматском потоке восточных протославян взаимодействие с культурами других народов не исчезает. Протославяне в связи с военными действиями, торговыми отношениями воспринимают многие черты германской, римской и варяжской культур, обогащают культуры этих народов своими достижениями.
На культуру Киевской Руси (общего государственного объединения для будущих русских, украинцев и белорусов), большое влияние оказывает византийская традиция, что находит значительное выражение в культовой архитектуре и книжной традиции X – XI веков.
София Киевская, София Полоцкая и
София Новгородская возводились при
участии греческих мастеров. Архитектура этих соборов не является точной копией
архитектуры византийской. Она объединяет в себе греческую и древнерусскую
зодческие традиции, включает элементы росписи балканских художников и
древнерусской деревянной архитектуры. Уже с XII века византийское влияние в
архитектуре ослабевает, а греческие традиции обогащаются традициями местных
школ. Восточнославянские обычаи, ритуалы, эстетические взгляды оказываются
сильнее привнесенных извне.
Достаточно долгое время в Украине сохраняется унаследованный от
Византии крестово-купольный тип храма. Но если для греческой
архитектуры характерны пяти или трехнефные сооружения, то в Киевской Руси
распространения получают и небольшие однонефные церкви. Так, Ильинская церковь, построенная в первой
четверти XII века, является наиболее ярким примером черниговской зодческой
школы. Трехнефным крестово-купольным зданием является сохранившаяся в Чернигове
до наших дней Пятницкая церковь,
построенная в честь покровительницы торговли – Параскевы Пятницы. Здание имеет
устремленную ввысь башнеобразную композицию, в которой главный объем в верхней
части перерастает в ярусную структуру, основанную на развитии двух зародившихся
ранее приемов: ступенчатого расположения закомар и применения для перекрытия
крайних ячеек половинок цилиндрического свода. Образ здания приобрел черты
динамичности, праздничности и триумфальности.
Процесс христианизации сопровождался формированием новых традиций
в живописи. Изначально сильные традиции византийской иконографии с течением
времени ослабевают и уступают место формирующимся местным традициям. Первыми
отечественными живописцами были монахи Киево-Печерского монастыря Алипий и
Григорий. С именем Алипия связывают икону Печерской Богородицы и так называемую
Великую Панагию. К концу XI века складывается самостоятельная киевская
иконописная школа, в XII веке иконописные школы формируются в Галицко-Волынском
и Владимиро-Суздальском княжествах.
Собственно украинские традиции складываются и в книжных миниатюрах. Самые древние из них находим в "Остромировом евангелии" (1056-1057) – фигурки трех евангелистов.
Говоря о развитии духовной культуры Киевской Руси, нужно упомянуть и об ученых XI-XII веков. Так, киевский монах Агапит, как свидетельствует "Киево-Печерский патерик", успешно занимался медициной, основанной на траволечении. Известны также имена украинских лекарей Иоанна Смереки, Петра Сирианина, Февронии, Евпраксии Мстиславовны.
После образования Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской Руси украинская культура продолжает развиваться в юго-западных землях. Галицко-Волынская Русь поддерживает тесные экономические, политические и культурные связи с государствами Западной Европы, особенно с Германией и Италией. Наиболее значительными центрами развития духовной культуры Галицко-Волынской Руси становятся Галич, Луцк, Звенигород, Владимир-Волынский, Львов. В них складываются местные книжные центры.
Галицко-Волынская архитектура органично объединила византийско-киевскую пространственную композицию с элементами западноевропейского романского стиля. Раннеготическая архитектура проявляется в появлении круглых церквей-ротонд, украшенных пилястрами и аркатурными поясами. Вместо плоской киевской плинфы теперь используется новый брусковый кирпич. Галицко-Волынская архитектура, в отличие от киевской, белокаменная. До настоящего времени целиком сохранился лишь один памятник архитектуры Галицко-Волынской Руси XIII–XIV вв. – это Васильевская церковь-ротонда во Владимире Волынском, которая была построена в память о святом князе Васильке Ростиславиче.
Культура Галицко-Волынской Руси оказала огромное влияние на дальнейшее развитие культуры Украины.
Немецкая и польская колонизация украинских земель приводит к развитию в украинской культуре западноевропейских традиций и временному затуханию самобытных элементов. Однако уже в XVI – XVII веках, в эпоху украинского Ренессанса, эти элементы проявляются с новой силой и выражаются в развитии барокко.
Пришедший из Западной Европы стиль барокко в Украине не был представлен в чистом виде, при сооружении барочных зданий зодчие широко используют традиции народного искусства. Одним из первых сооружений этого стиля в Украине стал иезуитский костёл Петра и Павла в Львове, построенный в 1610-1630 годах итальянским зодчим Джакомо Бриано. Он представляет собой базилику с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами (1) над боковыми нефами. Здание костёла почти полностью копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу. Черты барокко стали присущи и другим типам зданий: дворцам, замкам и прочим (например, здание королевского арсенала в Львове, 1635 год).
Развитие барокко в Украине приходится на время после завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией. На воссоединённых землях разрастаются города, развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины – теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер. Архитектурный стиль, сформировавшийся в Украине во второй половине XVII века, принято называть украинским барокко. Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.
Памятником украинского
барокко жилой архитектуры конца XVII века является большой одноэтажный дом Якова Лизогуба в Чернигове, перекрытый
высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах,
которые расчленены пилястрами, ограждающими структуру плана. Фронтоны украшают
плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики (2) над окнами.
Пластика фасадов и фронтонов по характеру близка к формам русской архитектуры
XVII века, но значительно крупнее её.
К общественным зданиям того
времени относится Черниговский
коллегиум, построенный в 1700-1702 годах. Большой двухэтажный дом
коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в
его ансамбль. В западной части здания – высокая башня, необычная по форме – на
верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания
богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
Безусловно, стиль украинского барокко проявляется и в культовом зодчестве, которое восходит к древнерусскому деревянному строительству. Покровский собор в Харькове (1689) поставлен на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой многозаломной церкви. Но более распространённым типом культового сооружения был пятикамерный храм, образующий в плане крест, и завершающийся пятью или девятью верхами. Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И. Устиновым.
В XVIII века в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Здесь продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например, Николаевский костёл в Львове (1739-1745) с традиционной базиликальной структурой здания.
В 1747 году в Киеве по проекту Ф.Б. Растрелли начинается строительство Андреевской церкви – одному из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества. Церковь имеет стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, который завершается барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие. Нарядность сооружения подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн и золотых капителей и деталей декора.
В конце XVIII – начале XIX веков в Украину приходит классицизм, который, однако, развивается под сильным влиянием российских традиций. Значительное развитие в это время получает украинская музыка. Наиболее ярким представителем классицизма в музыке является Д.С. Бортнянский (Херувимская песнь; рождественские и пасхальные концерты), еще в детстве увезенный в Петербург и достигший больших успехов в области духовной музыки. В XIX – ХХ веках большое значение для развития украинской культуры имели писатели – романтики Тарас Шевченко (1814 – 1861), Пантелеймон Кулиш (1819 – 1897); реалисты Иван Франко (1856 – 1916); модернисты Леся Украинка (1871 – 1913), Михайло Коцюбинский (1864 – 1913); Павло Тычина (1891 – 1967), Максим Рыльский (1895 – 1964), Олесь Гончар (р. 1918); актер и музыкант Александр Вертинский (1889 – 1957); драматург-экспериментатор Мыкола Кулиш (1892–1942); кинорежиссер Александр Довженко (1894 – 1956); скульптор-модернист Александр Архипенко (1887 – 1963); художник Мыколу Бойчука (1882 – 1939), основателя школы монументалистов и многие другие.
В 20-х годах ХХ века Украина входит в период культурного возрождения, но, начиная уже с 30-х годов, попадает под сильное политическое и культурное влияние СССР. Развитие искусства с этого времени идет в направлении социалистического реализма. Во время хрущевской «оттепели» в стране появляется новое поколение «шестидесятников», которые по-новому пытаются взглянуть на мир. Следующее оживление культуры последовало только после 1987 года.