Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, приготовить пищу, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг. Способов создания таких жилищ существует множество, но, как правило, народ одного племени придерживается определенных правил, связанных с традицией и с верованиями. Совершенствование и усложнение жилища все-таки не приводит к коренным изменениям в расположении очага (хотя сам он видоизменяется), расположении обережной символики. Традиционным для определенной местности и определенного народа является и выбор строительного материала.
Отличительные черты славянского жилища. Археологические раскопки и этнологические изыскания показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки). Практически во всех районах расселения основным строительным материалом является дерево, а глинобитный очаг (позднее печь) располагается в дальнем от входа углу помещения. Эти отличительные черты помогают археологам отличать древние постройки славян от построек германцев, сарматов, иллирийцев, тюрков, греков, финно-угров, иранцев и других народов, с которыми славяне сталкиваются на различных территориях. Кроме того, особенностью обергеового украшения славянских жилищ является переплетение растительного и звериного орнамента в сочентании с геометрическими символами четырех стихий.
К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, ведь культ дерева у них был очень сильным. Одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие - приносящими неудачу. Безусловно, на формирование таких верований оказываали влияние и природные особенности самого дерева, его склонность к гниению или влагостойкость. Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил также мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Для строительства культовых сооружений использовался дуб - Перуново дерево, связывающее три мира: загробный, земной и небесный. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым, хотя считалось,что осиновый лемех, приобретавший со временем красивый серебристый оттенок, наоборот, отпугивает нечистую силу.
Очень ревностно следили и за тем, где дерево, предназначаемое для строительства жилья, росло, какую форму имело, куда и как упало при рубке. Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север (на полночь) или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом, считали, что в нем непременно обитает злой дух. Сухое дерево или дерево с большим сучком, после выпадения которого образовывалась большая дыра, также сулило гибель всей семье или хозяину дома. Срубить дерево для славянина было равносильно убийству, поэтому у души дерева просили прощения, приносили ей угощение, дары. Вернувшись из леса, непременно постились и тщательно мылись в бане, чтобы смыть грех и чтобы души деревьев не нашли обидчиков.
Обработка строительного материала тоже была целой наукой. Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались "рубить дом". Именно "рубить", а не "строить". Обработка дерева топором тоже была своеобразным священным действом. Если дерево связано с духами, то чем же, как не орудием богов, можно обрабатывать дерево? Топор был воплощением золотой секиры Перуна - могучего бога, бога-воителя и бога-труженика. Даже когда славяне заимствовали у германских племен пилу, позволяющую быстрее спилить дерево и распилить его на доски, они не отказались от топора как предпочитаемого орудия. Славяне быстро заметили, что пиленые бревна и доски впитывают влагу легче, чем рубленые и тесаные. Опиленные бревна дают трещины и быстро разрушаются, а от удара топором древесные волокна уплотняются и не поддаются воздействию ветра и влаги. Кроме того, топором работают вдоль волокон, что также способствует сохранению их естественного состояния. Именно поэтому в славянских постройках используются рубленные бревна и тес (от глагола "тесать"), а не пиленые доски.
Землянки и
полуземлянки. Как мы уже отмечали выше, наиболее древним типом жилья
славян были
землянки и
полуземлянки. Строительство таких жилищ
начиналось с того, что рыли большую квадратную яму, глубиной около метра (для
полузмлянок), полутора метров (для землянок). Затем в яме сооружали стены
жилища: это был либо бревенчатый сруб, либо укрепленные между врытыми в землю
столбами толстые плахи. Стены полуземлянок поднимались из земли на метр или
полтора, землянок - поностью находились под землей. Пол делался из глины. Вход с
земляными ступенями или лестницей устраивался с южной стороны жилья. Крыша
полуземлянок, как правило, была двускатной; ее делали из теса, на который
накладывали солому и толстый слой земли, которым присыпали также и выходящие
из-под земли стены. Земля помогала сохранять в доме тепло, оберегала его от
пожаров. И всё-таки жизнь в землянке была связана с рядом неудобств. Во-первых,
землянки были небольшими (12-15 м2); во-вторых, ни в землянках, ни в
полуземлянках не было окон, поэтому дым, который образовывался от топки печей,
выходил через вход в жилище; в-третьих, во время дождей в подземные и
полуподземные жилища проникала вода, а из-за близости грунтовых вод в доме было
достаточно сыро. С течением времени жилища славян стали «выбираться» из земли,
появились наземные строения. Несмотря на это в некоторых местах землянки и
полуземлянки сохранялись вплоть до середины XX века.
![]() |
![]() | |
землянка |
полуземлянка |
наземное
жилище |
Первые наземные избы славян состояли, как правило, из одной
утепленной комнаты - клети, к которой могли примыкать сени (неотапливаемый
придел к жилищу – от общеславянского *senь «тень, защита»). Изба имела одну
дверь и маленькое оконце, размером около 20-40 см. Оно закрывалось деревянной
дощечкой и служило для проветривания избы. В избе зимой сосредоточивалась вся
жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Избу с беструбной печью называют
курной или черной, избу с трубой – белой. Планировка избы определялась
положением печи, по диагонали от которой был передний, или “красный”
угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати, внизу – деревянный
ящик-голбец. Изба строилась из бревен, скрепленных в венец. Избы бывали с нижним
этажом – подклетом – и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной,
окна волоковые (прорубленные в бревнах) или косящатые (с рамами). Силуэт избы
венчали резной конек (охлупень) и кровля крыльца; фасад украшали причелины,
полотенца, наличники окон; потолок, стены, печи, двери нередко украшались
росписями.
![]() |
![]() |
![]() |
Бревенчатая изба с
четырехскатной вальмовой крышей, крытой землей |
Бревенчатая изба с
двускатной крышей, крытой тесом |
Бревенчатая изба с
четырехскатной вальмовой крышей, крытой
тёсом |
Как и прежде, наиболее распространенными оставались
двускатные крыши, крытые тесом, соломой и землей, однако нередко встречаются и
четырехскатные крыши шатровой или вальмовой формы. Кроме теса, соломы и земли,
для покрытия кровли славяне используют
лемех - деревянную черепицу. Он представляет
собою тонкие (гнутые или прямые) продолговатые осиновые дощечки, нижний конец
которых имеет фигурную обработку (городковую, полукружье или треугольник). Лемех
применялся обычно при покрытии криволинейных крыш, а также шеек глав, барабанов,
шатров. Вполне естественно, что лемехом кроют не обычные жилые строения, а
княжеские хоромы, культовые сооружения.
В южных районах и в средней полосе расселения славян часто встречаются так называемые «мазанки», стены которых делались из толстых брусьев, укрепленных между врытыми в землю столбами. В таких домах с XI века исследователи обнаруживают небольшие окна, которые обычно закрываются дощечками. В домах с хорошим достатком окна делались слюдяными, а иногда и стекольчатыми. Чтобы жилище было более теплым и меньше подвергалось воздействию влаги, стены его обмазывали глиной.
Наземные постройки выгодно отличались от полуземлянок размерами. Они имели 4-5 метров в ширину и 5-8 метров в длину. Размер сруба ограничивался только длиной бревен. Наземные жилища были сухими и теплыми.
К избам часто примыкали легкие галереи, соединяющие две-три отдельно стоящие жилые постройки, мастерские, кладовые. Таким образом, можно было, не выходя на улицу, пройти из одного помещения в другое. Для славянских построек характерно несколько вариантов блокировки жилого дома с хозяйственной частью. Это может быть однорядная связь («под один конь»); двурядная («в два коня») - изба на подклете и примыкающий к ней сбоку двор, перекрытый самостоятельными крышами с параллельными «коньками»; трехрядная («на три коня») - состоит из самого дома, двора, хозяйственного блока, поставленных рядом с тремя параллельными «коньками».
Переместив печь от задней стены жилища к
противоположной, к самому выходу, славяне добились того, что тепло стало
равномерно распространяться по всему жилищу, а дым стал быстрее уходить из
помещения. Несколько позднее над печью появилась труба-дымоход (отапливание
жилища «по-белому»), благодаря которой воздух в избе стал значительно чище. Но
такая печь тепла давала все-таки меньше, поэтому на протяжении многих веков у
славян сохранялись «курные избы», в которых так или иначе приходилось спасаться
от дыма. Выход нашли в том, что избы стали строить очень высокими – три-четыре
метра от пола до крыши. Дым в таких высоких строениях поднимался вверх, а внизу
воздух оставался мало задымленным.
К ночи дым из верхней
части избы выветривался, а тепло, удерживаемое земляной засыпкой, сохранялось до
утра, поэтому именно там, на двухметровой высоте, устраивались просторные
полати, на которых спали всей семьей. Днем, когда топилась печь и дым заполнял
верхнюю половину избы, на полатях никого не было — жизнь шла внизу, куда все
время поступал свежий воздух с улицы. В верхней части избы хранились также вещи,
которые не боялись копоти, просушивались сети и т.п.
Печь, наряду с матицей, порогом, столом, была одним из сакральных мест славянского жилища.