Археологические поиски ведутся в последние десятилетия
на основе теории об
автохтонности славян (
автохтон – коренной житель).
Археология исходит из положения, что этнические
образования различаются между собой не только языком, но и культурой; языковая
общность сочетается с общностью этнографической, находящей свое выражение в
вещественных остатках прошлого, так называемых археологических
культурах.
Археологическая культура
– устойчивая совокупность признаков, свойственных
остаткам прошлого определенного периода развития общества. Сюда входят:
В разное время ученые обнаружили несколько археологических культур, которые в той или иной мере соотносятся со славянами (см. табл. 1). Эти культуры характеризуют жизнь тех или иных этносов на разных этапах развития. Самый ранний этап – протославянский - охватывает I V–I тысячелетия до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой культур (как полагают некоторые исследователи, часть их - полиэтнические), занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться некоторые элементы, которые впоследствии стали характерными для славян и некоторых других народов Европы.
Культура |
Время |
Место
распространения |
Неолит и энеолит | ||
Трипольская |
3 тыс. до н.э. |
Западная Украина, Молдавия,
Румыния |
Фатьяновская |
2 тыс. до н.э. |
Верхнее и среднее течение Волги |
Бронзовый век | ||
Унетицкая |
XVIII - XV вв. до н.э. | Чехия, Словакия, юг Германии, восток Австрии, запад Польши |
Тшинецкая |
XVI - XII вв. до н.э. | Между р.Варта и р.Сейм (запад Украины, запад Белоруссии, восток Польши) |
Лужицкая |
XIII - IV вв. до н.э. | Чехия, Германия, запад Польши (не доходя до Балтийского моря) |
Железный век | ||
Поморская |
VI - II вв. до н.э. | Польша, запад Украины и
Белоруссии |
Чернолесская |
VIII - VI вв. до н.э. | Поднепровье |
Пшеворская |
II в. до н.э. – II в. н.э. | Запад Польши |
Зарубинекая |
II в. до н.э.– II в. н.э. | Среднее течение Днепра |
Черняховская |
II - IV вв. н.э. | Западная Украина, Молдавия, восток Румынии |
Пражская |
VI - VII вв. н.э. | Восток Центральной Европы, южная часть Белоруссии, запад Украины, Молдавия, Румыния |
В начале ХХ в. украинский археолог В.Хвойка к югу от Киева, близ села Триполье,
раскопал остатки сгоревших сооружений, в основе которых находились огромные
глиняные площадки. Здесь он обнаружил множество керамических сосудов,
расписанных затейливыми узорами; статуэтки женщин; каменные, костяные и
металлические орудия труда, оружие.
Эта археологическая культура относится к эпохе энеолита. Она распространена
между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем. Трипольская
культура является наиболее древней из всех, которые в той или иной мере
считают протославянскими, и охватывает период с 4-го тыс. до н. э. по вторую
половину 3-го тыс. до н. э.
Вероятно, очень сильно развиты были и аграрные культы,
культ огня. Долгое время оставалось загадкой отсутствие трипольских захоронений,
пока в одном из раскопов не был обнаружен ритуальный сосуд для сжигания тел.
Причем пепел трипольцы не подвергали захоронению, а развеивали по ветру. Сам
В.Хвойка, а вслед за ним и многие другие исследователи считали трипольскую
культуру протокультурой восточных славян, однако существует и небезосновательное
мнение о ее полиэтничности.
Огромное количество споров
вызывает и фатьяновская археологическая культура, которая
относится к эпохе позднего энеолита и раннего бронзового века (первая половина
II тыс. до н.э.). Название свое эта культура получила по
могильнику, раскрытому у д.Фатьяново Ярославской обл. в 1873 г. Поселения
фатьяновцев не найдены. Предположительно они занимали уже
существовавшие поселения местных племен или селились в труднодоступных местах
(на болотах или в лесах). Фатьяновская культура известна по захоронениям.
Умерших хоронили в скорченном положении: мужчин на правом боку головой на запад,
женщин на левом боку головой на восток. В ямах и внутримогильных сооружениях из
дерева или бересты находят бронзовое оружие, каменные, реже медные орудия труда,
глиняные сосуды, украшения из янтаря, раковин, зубов животных. Фатьяновцы
являются предками славян, балтов и германцев.
Некоторых элементы славянской
культуры прослеживаются в ряде предславянских культур бронзового века:
унетицкой, тшинецкой, лужицкой. Унетицкая культура распространена
в первой половине II тыс. до н.э. на территории Силезии,
Саксонии и Тюрингии, Чехии и Нижней Австрии. Поселения этих племён состояли из
четырёхугольных домов с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной. Археологические
данные свидетельствуют о том, что эти племена занимались земледелием и
скотоводством, бронзолитейным делом. Постепенно культура видоизменяется,
происходит переход к трупосожжению. Во второй половине
II тыс. до н.э. на этой территории складывается лужицкая
культура.
С XV в. до
н. э. на территории Польши параллельно существовали две культуры:
лужицкая и к востоку от нее тшинецкая.
Тшинецкая археологическая
культура распространена в средней полосе Центральной и Восточной Европы,
примерно от р. Варта на западе до р. Сейм на востоке, существовала примерно с
XVI в. до середины XII в. до
н.э., а затем вошла составным элементом в лужицкую культуру. Названа по остаткам
поселения близ Тшчинца (Trzciniec) Люблинского воеводства (Польша). Археологи
обнаруживают достаточно большое количество неукрепленных поселений, состоящих из
землянок и небольших наземных жилищ. Тшинецкая культура характеризуется
трупоположением, бескурганными и курганными могильниками. Для тшинецкой культуры
характерны каменные и кремневые орудия, поделки из бронзы. Племена занимались
животноводством и земледелием. Б.А. Рыбаков на основе анализа размещения
тшинецко-комаровской, пшеворской, зарубинецкой и пражско-корчакской
археологических культур, а также данных о венедах Плиния, Тацита и Птолемея –
современников этих культур - считает «область
тшинецко-комаровской культуры
первичным местом
объединения и
формирования впервые
отпочковавшихся праславян, оставшихся на
этом пространстве после
того, как
затихло
грандиозное
расселение индоевропейцев - "шнуровиков".
Эта область может
быть обозначена несколько туманным
словом "прародина"» (Рыбаков, 1981, с. 19).
«Лужицкая
культура была, очевидно, разноэтическим комплексом,
охватившим половину праславян,
часть прагерманцев и какую-то часть итало-иллирийских
племен на юге, где бронзолитейное дело стояло очень высоко» (Рыбаков, 1981,
с.264). В 13—4 вв. до н. э. она занимала территорию от побережья Балтийского
моря до Дуная и Словацких гор и от реки Шпре до Волыни. Название получила от
исторических областей Верхняя и Нижняя Лужица (на юго-востоке Германии), где
впервые были найдены могильники и поселения лужицкой культуры.
Лужицкие племена занимались
земледелием и скотоводством. Среди находок много керамики, найдены остатки
деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, железные серпы и простые
каменные зернотерки; обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и
гороха. Как и предшествующие культуры, племена лужичан не знали гончарного
круга, но изготовляли высококачественную разнообразную глиняную посуду:
амфоровидные сосуды и кувшины, различные чаши, миски, сосуды яйцевидной формы.
Племена лужицкой культуры сжигали умерших, а прах погребали в урнах, которые
накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество
вещей и разнообразных сосудов, видимо, с пищей. Такие могильники называются
"полями погребений" или "полями погребальных урн". В VII
- VI вв. до н. э. распространилась металлургия железа,
которая очень быстро стала господствующей в производстве.
В середине I тысячелетия до н.
э. появляются крупные лужицкие поселения, занимающие площадь в несколько
гектаров. Поселок огораживался оборонительной стеной, выстроенной из трех рядов
деревянных срубов, которые внутри заполнялись глиной, землей и камнями. Дома
были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. В доме было
несколько отдельных больших помещений.
Большинство исследователей
считают славянской поморскую археологическую культуру,
распространенную в 6-2 вв. до н. э. на территории Польши и смежных с ней области
Белоруссии и Украины. Поселения этой культуры неукрепленные, в качестве жилищ
используются наземные столбовые постройки и полуземлянки. Бескурганные
захоронения содержат остатки трупосожжений, главным образом в глиняных
сосудах-урнах. Часто на урнах имеются изображения человеческого лица, а сами они
стоят в каменных ящиках. В южных районах урны прикрыты сверху большим глиняным
сосудом - "клёшем". Поморцы занимались земледелием и
скотоводством.
Важным рубежом в этногенезе протославян был IV век до н. э. В это время в разных местах распространения лужицкой культуры (Центральная Польша, частично Белоруссия и Украина) складывается культура клёшевых погребений. Эту культуру характеризуют бескурганные погребения в так называемых клёшах: остатки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный сосуд – клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения.