Она черного цвета. У Нее четыре руки, и. Она украшена гирляндами из голов -
одна гирлянда на Ее голове, другая - на плечах. В Своих двух правых руках Она
держит меч и два лотоса. В Своих левых руках Она держит кинжал и череп. Ее
спутанные волосы касаются неба. На Ней ожерелье из змей. У Нее красные глаза.
Она носит черную ткань и вокруг Ее талии тигровая шкура. Ее левая нога - на
груди трупа, правая нога - на спине льва. Она прихлебывает вино, взрывается
ужасным смехом и издает громкие утробные звуки. Она невероятно ужасна.
Существует также множество других форм и изображений Богини, которые в основном
сочетают в себе те или иные из вышеописанных элементов Ее облика. Изображения
Кали, которые могут показаться непосвященному набором жестокости, неприличия,
дикости и тд., содержат в себе глубокий символизм. Так местопребывание Кали -
места сожжения трупов (шмашана) - естественно навевает мысли о неизбежности
смерти, о недолговечности земного существования и всего материального. Орудия,
которые она держит в Своих руках - символизируют силу разрушения. Только когда
разрублены путы материального существования, можно постичь Высшую Истину. Кали -
Исполнительница Закона, Она воздает существам по их деяниям, никто не может
избежать своей участи. Она убивает всевозможных демонов и людей, запутавшихся в
сетях Майи, осуществляя тем самым естественный процесс эволюции вселенной. В
действительности Она вечна, и все индивидуальные души существ тоже вечны.
Поэтому вся великая драма, развертывающаяся во вселенной, - это просто игра. Во
время этой игры преступления и наказания, причины и следствия, рождения и смерти
мелькают одно за другим. Трагедия индивидуальных душ в том, что они
"заигрываются" и перестают осознавать свое истинное состояние - свободы,
вечности, блаженства. Кали пребывает в вечном блаженстве, Она пьет вино
неиссякаемой энергии. Для тех существ, которые хотят вернуться в свое
изначальное, единственно реальное состояние блаженства, - Кали становится
Великой Помощницей и Матерью, охраняющей от всех бед. Она изображается нагой
(дигамбари) (Ее единственная одежда - пространство), так как Она абсолютно
свободна ото всех иллюзорных покровов материального существования. Тех, кто
поклоняется Ей как Абсолюту или Вечной Изначальной Энергии, Она делает такими же
свободными и блаженными, как и Она Сама. Так в песне, которую любил петь Шри
Рамакришна, есть слова: "Поклонник Божественной Матери свободен даже в этой
жизни и наслаждается вечным блаженством". Кали изображается черной, так как в
черном цвете исчезают все различия. Она - вечная ночь, посреди которой Она стоит
на "не-бытии", пребывая в статическом, но в то же время потенциально
динамическом состоянии, которое предшествует проявлению. Непроявленное
представлено в образе Шивы как трупа (шава), на котором Она сидит или стоит. О
черном цвете Богини Шри Рамакришна говорил: "Можно ли сказать, что Кали черная?
Она кажется черной на расстоянии, но если истинно Ее почувствовать - Она совсем
не черная. Акаша (небо, воздух) не имеет цвета, но если посмотреть на него из
глубокого колодца, оно кажется черным. Вода океана кажется голубой, но
зачерпнете немного воды рукой и вы увидите, что на самом деле она не имеет
никакого цвета". "Разве моя Божественная Мать черна? О ум, что говоришь? Хотя и
черная. Она, со Своими развивающимися волосами. Освещает лотос сердца".
Интересные сведения о Богине можно найти в Каливиласа-Тантре. где утверждается,
что Она была Гаури, то есть имела светлый цвет кожи, но почернела, охваченная
страстью ко Своему Возлюбленному (Шиве). В результате Их божественного единения,
родился Кришна. Далее Кали рассказывает Своему Сыну о том, как по окончании
определенного мирового периода (дня Брахмы) Он станет возлюбленным Радхи,
которая будет рождена из тела Кали. Одно из значений гирлянды голов, которую
носит Кали, состоит в том, что каждая голова является символическим изображением
одной из букв санскритского алфавита. Таким образом, вся гирлянда, состоящая из
50-ти голов, представляет собой нить алфавита "языка богов" , состоящего из
такого же количества слогов. Такой символизм важен в связи с наукой мантра-йоги,
тщательно разработанной в тантрической традиции . Гирлянда (мала) голов подобна
четкам (джапа-мала), так как на каждой бусине четок определенного типа
содержится своя биджа-мантра, образованная из того или иного слога алфавита.
Гирлянда голов представляет собой весь санскритский алфавит, слоги которого, в
свою очередь, содержат в себе силу всех богов и символизируют самих богов. (Так
первый согласный слог алфавита "ка" -означает прежде всего Саму Кали, а слог
"ха"- Хара или Шиву). 50 слогов алфавита и, соответственно, 50 голов
представляют собой проявленное состояние изначального Звука (шабда), из которого
происходит творение всей вселенной. Кали носит эту гирлянду на Своем теле и это
показывает, что проявленное творение возвращено в свое изначальное состояние
Единства. Жесты (мудра), которые Кали делает Своими руками, известны как абхайя,
или освобождающий от страха, и вара (варада) - дающий дары. Абхайя указывает на
то, что тех, кто призывает Кали, Она освобождает от всех ужасов существования и
страха смерти. Варада-мудра означает, что Богиня дает поклоняющимся Ей как дары
наслаждения; так и абсолютное освобождение.
10 Махавидья 10 форм Шакти
являются наиболее почитаемыми в тантрической традиции:
1) Кали
2)
Тара - сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается
вселенная.
3) Шодаши (именуемая также Лалита,или Трипурасундари) -
персонификация полноты и совершенства.
4) Бхуванешвари - сила материального
мира.
5) Бхайрави - сила разрушения и смерти.
6) Чхиннамаста -
богиня.держащая в руке свою собственную отрубленную голову .Она выражает собой
состояние самопродления сотворенного мира, в котором каждое саморазрушение
влечет за собой самообновление.
7) Дхумавати - представляет собой силу
сожжения всего, после чего остается лишь пепел и дым (дхума).
8) Багала -
Богиня с головой вороны, представляет собой ужасные качества живых существ,
такие как жестокость, гнев, ревность.
9) Матанги - воплощение силы
доминирования.
10) Камала (именуемая также Лакшми) - это чисто духовное
сознание, дающее разнообразные дары и освобождающее от страха.Это прекраный
аспект шакти, воплощение или сила красоты и счастья.