Гёбекли-Тепе – (Go"bekli Tepe, пер. c турецкого, Пузатый холм - go"bekli - с брюшком, пузатый; tepe - холм) (армянское Портасар - Пуповинная гора, находится в Западной Армении, восточная часть современной Турции) - как мы полагаем является храмовым комплексом.
Одно из древнейших и крупнейших мегалитических сооружений в мире. Ориентировочно датируетс IX тысячелетием до нашей эры ( 9000 до н.э.). Заброшен со времени 7500 лет до н. э.
Поверхность некоторых камней покрыта рельефами.
На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляет собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет. В древнейшем слое, относящемся к культуре PPNA (слой III), найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис.
Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.
Слой II соответствует периоду PPNB (7500 — 6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.
Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм . Они не могут быть системой письма , но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников ), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре ). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей.
В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные фиесты и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа [3] .
Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA , в нем не найдено следов одомашненных животных или растений. В то же время, по данным генетических исследований , одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Караджадаа (Karacadag) в 30 км от Гёбекли-Тепе [4] . Предполагается, что культ Гёбекли-Тёпе играл ключевую роль в возникновении земледелия .
В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 кубометрами земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно. Можно только предположить, что после своеобразной "коммунистической" революции [7] в соседнем городе Чайоню окрестное население таким образом "похоронило" свои прежние верования и идеологию.